ГРУППА "НЕПОСЕДЫ" МБДОУ Детский сад №12 "Дюймовочка"

Что такое сенсорное развитие и воспитание?

2409f6c27d502c59290e5ed0fe5b43e7.jpg

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения классифицируются на:

визуальные (зрительные); осязательные; обонятельные; слуховые; вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

размере; форме; цвете; звуках; вкусе; запахе.

Основные задачи сенсорики

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

формирование правильных сенсорных эталонов; формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий); приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Эталонная система для детей раннего возраста

ff3b1428cbab795cb57b4fbe78492875.jpg

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

девять основных цветов спектра; пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал); три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький; музыкальные ноты, звуки родного языка; четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый); два температурных определения (тепло, холодно); пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу; ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку; умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера; способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими; иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу; ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах); умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера; способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики); умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг); умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.
18 июня 2017 в 18:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.